воскресенье, 14 февраля 2010
14.02.2010 в 02:15
Пишет
Slavik Valevsky:
О полиграфии. Советы для начинающих художников.Давно меня просили это написать, а я все обещал, да обещал. Но вот совесть замучила и сел за клавиатуру. Заметка эта написана двумя людьми: художником, имеющем весьма слабое представление о полиграфической технике, но сталкивающегося с проблемами печати, которые надо решать, и печатником, которому художники подкидывают проблемы. И так…
Некоторые соображения по вопросу полиграфии для начинающих художников.
Когда-то давно все было просто. Мы рисовали красками, карандашами, тушью и вообще всем, чем попало. А уже тот, кто в типографии выводил фотоформы, следил, чтоб в печати все прилично выглядело. Это было настоящее мастерство. Почему сейчас вся печать на мелованной бумаге? Потому, что даже обезьянка может сделать качественную полиграфию на дорогой финской мелованной бумаге. А вот если у вас серо-желтая, близкая по фактуре к туалетной и на ней надо передать акварельный рисунок…Вот так и работали.
Пятнадцать лет назад заказчик робко намекнул, что хорошо бы цвет сделать на компьютере, я игнорировал и по-старинке красил красками. Но однажды меня поставили перед фактом, что хочешь, не хочешь, а цвет надо делать в компьютере. Так и началась новая эпоха.
Дальше-больше!
Фотошопа тогда еще не было, а была такая программка, как Фотостайлер (могу ошибаться с правильностью транскрипции). Обретенная мною вера в могущество компьютерной графики быстро сошла на нет, когда увидел первые печатные образцы. Весь цвет, все тени и полутона, с которыми так долго возился, куда-то пропали. Тут-то мне и раскрыли глаза на несовершенство современной техники. И начался поиск золотой середины.
Вообще поскольку реалии наши таковы, что стоимость программного обеспечения у нас равняется стоимости болванки, то уже пятнадцатилетние девочки что-то «лепят» в Фотошопе, дискредитируя программу. Дошло до того, что порой доводится слушать недовольные высказывания: «Что это у вас фон в Фотошопе сделан, фу!»
Напомню, что данная программа – это профессиональный инструмент, отвечающий всем современным требования, и, чаще всего, его берут на вооружение опытные художники.
У нас же частенько ребята годами набивают руку на Фотошопе, не представляя себя, а как это, собственно будет выглядеть в печати. А выглядеть будет плохо. Недавно разглядывал «в цифре» очень красивый рисунок, где поверх основного зеленого цвета был выведен тончайший узор более светлым оттенком. При печати весь этот узор исчезнет, как будто его и не было. Еще ладно, если попадется хороший печатник, который все это просмотрит и постарается хоть как-то оптимизировать. У нас же, в основном, в типографиях работают операционисты, которые просто знают на какую кнопку надо нажимать, чтоб напечаталось. Заграницу, между прочим, не идеализируйте, там тоже могут сделать халтуру, да еще как. Так что полагайтесь на себя.
Немного практики. Старайтесь хотя бы на принтере распечатать свой рисунок. Это не даст абсолютно правильного представления о том, как пойдет в печати, но вы все же подержите в руках реальную, а не цифровую картинку. Монитор вводит в заблуждение. Он светится, он отображает сколько-то там миллионов оттенков, которых в печати нет и не будет. И хотя тот же Фотошоп показывает полиграфические и неполиграфические цвета – это довольно условно. Полиграфический цвет, вообще понятие относительное. Примите, как должное: то, что вы сделали в цифре, в печати будет или немного не таким, или совсем не таким. Полиграфический цвет вообще завит от множества факторов. От производителя краски, от плотности бумаги, ото дня, в который печатали, от изношенности оборудования, от температуры и т.д. В пределах одного тиража могут быть очень сильные градации цвета. К этому надо привыкнуть и учитывать, что ваша картинка на бумаге может получиться и ярче, и темнее. Но чаще – темнее. Поэтому не перебарщивайте с темными тонами, особенно при черно – белой печати. Хорошие серые полутона могут слиться в один усредненный серый цвет.
В борьбе с этим серым пятном стали применять текстуры. Вроде серый цвет, но достигается черными штрихами и точками. Очень популярно у японцев в манге.
Однажды у меня был случай, когда очень хорошая типография, к которой никогда не было никаких претензий, выдала мои иллюстрации в виде каких-то серых пятен. Неопытный печатник что-то не так сделал. С тех пор я вообще отказался от серых тонов. Вспомните работы Моора или Фрэнка Миллера. Четкая лаконичная графика черной тушью на белом фоне. Такое никакой неопытный полиграфист не испортит при всем желании. Вообще соглашусь, с коллегой Анатолием Василенко, что сейчас многие молодые художники ударились в излишнюю детализацию в ущерб целостности рисунка. Полутона и текстуры в печати испортить легко, четкую графику – сложно. Чем проще ваш рисунок – тем выше гарантия качественной печати. Вот чего хочет печатник: «Даешь толстый черный контур!»
Немного о цветах. Если вас угораздило рисовать лес или море – у вас проблемы. Зеленый и синий цвета искажаются более всего. Я ни разу не сталкивался с тем, чтобы мой синий цвет был точно передан при печати. Потому вообще перестал обращать на него внимание. Какой будет, такой и будет. Главное – это все-таки синий, а не фиолетовый. Хотя пару раз случалось, когда при печати цвета очень сильно смещались в фиолетово-лиловую гамму. Причина в том, что синий состоит из голубого и розового 100% на 100%, если голубой в процессе печати заканчивается и снижается до 95-90-95%, мы видим фиолетовый в итоге.
Выбирайте заранее 100% голубого и 50-70% розового, чтобы при колебании голубого количества краски, не дать фору розовому цвету.
Но самый проблемный цвет – зеленый. Он никогда не будет таким ярким, как у вас в «цифре». Это аксиома. И по количеству оттенков будет куда более скудным. Поэтому, если у вас на зеленом предмете какие-нибудь тени или блики, то делайте их контрастней, чем задумали. Причина - опять же в колебании голубого. При 100% голубого и 100% желтого должен быть зеленый, но на практике мы видим 90-80% зеленого цвета. Конечно, он не соответствует нашему представлению. Выбирайте заранее для хорошего зеленого цвета:
100 % желтого, 60-50 % голубого и для более темного + 10-15% черного.
Красивого оранжевого тоже не будет. Он будет с коричневатым оттенком. Причина -
много красного и он загрязняет цвет, надо брать 30-40% розового и 100% желтого.
Конечно, вам доводилось видеть журналы с кислотно-оранжевым цветом на обложке. Это допечатка дополнительным цветом. Стоит она чуть дороже, в объемах тиража дороговато, так что редкий издатель в здравом уме такое делает. А вот красный передается наиболее точно. Во всяком случае, у меня ни разу не было проблем с красным цветом. Причина - 100% розового нечем испортить, 100% желтого будет колебаться в процессе печати 90-80% и все равно он не переплюнет розовый. Красный выглядит как константа.
Конечно, полиграфия не стоит на месте. Вспомните обложки комиксов 70-х годов. Их простые рисунок и цвет обусловлены техническими ограничениями тех лет. Но и сейчас еще нет возможности полноценно перевести цифровое изображение на бумаге. Учитывайте это при работе.
Работайте чистыми красками, не смешивайте как любят учить, оттенок в 5% величины, которая все равно потеряется. Даже Микельанжело учил, что при смешении красок со временем возникает проблемы.
Работая в палитре RGB рисуйте как душе угодно и приятно взору. Для печати придется перевести в CMYK (голубой+розовый+желтый+черный), провести цветокоррекцию и добавить контрастности. Некоторые цветовые области высветлить или затемнить и убрать цвета-паразиты. Например, в желтый попало 3% голубого, на экране не видно, но печать даст дополнительную загрязненность. Поиск паразитов делается «пипеткой», просматривая, из чего состоит цвет, а затем в выделенной области или убираете паразитный цвет или добавляете в соответствии с авторской задумкой.
Не придирайтесь к цвету, а вносите коррективу в макет, если есть повторный тираж в той же типографии. Готовый тираж - суровая реальность и не всегда соответствует вашему идеалу.
Вячеслав Валевский совместно с Евгением Мариком.
URL записи
@темы:
дезингерство,
Работа